Вопросы участников вебинара
На 120 человек есть отдельный сотрудник для внесения фактов, показателей, контроля и других операций? Успеваете заполнять всё и проверять?
На 120 человек не один сотрудник, сотрудники отдельно ведут статистику в программе на людей, которых нет в программе. А человек, который заносит все факты, показатели для объектов управления в программе — это я. Я успеваю всё это делать приблизительно за 8 часов в месяц. Сначала так и будет: вы будете тратить на это уйму времени, будете не справляться, будут слетать показатели, будете не так нажимать, но потом всё отработается до автоматизма. Я в жизни не могла и подумать, что буду главным администратором какой-то компьютерной программы. На сегодняшний день такая роль у меня есть по отношению к KPI-Drive. Это только кажется на первый взгляд, что страшно и невыполнимо. Абсолютно выполнимая задача.
Оболочка программы у вас другая, почему?
То, что оболочка программы у нас другая имеет очень простое объяснение. Мы работаем на третьей версии, но сейчас уже есть четвертая. Она более продвинутая, но мы пока только думаем о переходе на следующую версию.
Марина, а что вы говорите своим друзьям о KPI-Drive?
Своим друзьям я даже помогаю методологически.
Интересуют KPI для менеджеров по персоналу.
Смотрите, нельзя выдрать задачи и KPI менеджера по персоналу из общего контекста. Вы должны понимать, что это человек, который работает на результат всей компании и работает на определённые задачи, которые решает компания. И вы можете находиться на разных этапах развития. Вы можете планировать сейчас, например, открытие десяти магазинов, обучение сотрудников в пяти магазинах, а можете работать в обычном формате. Исходя из этого, у вас задачи в KPI-матрице менеджера по персоналу будут разными. А стандартные, то что я использую, это обязательно SMART-задачи, продажи компании, процент заполнения вакансий обязательно, потому что подбор есть всегда, оценка внутреннего клиента, потому что менеджер по персоналу работает на все подразделения компании, по кадровому администрированию и другим вопросам, и оценка руководителя. Ещё раз повторяю, вы должны понимать, как развивается компания, какие перед ней сейчас есть задачи, встроить туда задачи менеджера по персоналу, и тогда только формировать матрицу.
Почему KPI-Drive, в чем всё таки драйв? 
Я думаю, что кроме возбуждения и драйва, которые вы подразумеваете в своём вопросе? Drive — это ещё вести, управлять, а также стимулировать и мотивировать. Думаю, что именно в этом и драйв. Я так воспринимаю систему в своей компании. Можно ещё разработчиков программы спросить, что они имели в виду, когда они назвали KPI-Drive.
Как начисление премии оформляется, документально по бухгалтерии?
Все приказы составляем так, как положено по бухгалтерии, что необходимо — оформляем.
Как разработать систему KPI для сотрудников разных подразделений строительной компании?
Честно, не знаю и не скажу. В этом случае я не могу быть советчиком. Очень советую обратиться в компанию “Целевое Управление”. Там они знают всё, там они вас научат и всё расскажут. Они не сделают это за вас, но они научат вас делать, как правильно.
Как долго проходил процесс адаптации персонала?
В среднем где-то полгода. Надо понимать, что процесс адаптации до сих пор проходит постоянно. Он проходит, например, для новых сотрудников и вы должны быть готовы к тому, чтобы адаптировать новых сотрудников к существующей системе оплаты, мотивации. Это придется делать по мере того, как вы нанимаете новых сотрудников. В целом, полгода-год — и все привыкли, что по-другому уже не будет.
Какие основные критерии брались за основу оценки: профессиональные или личностные?
Мы собираем в первую очередь не команду единомышленников, а команду профессионалов, поэтому профессиональные компетенции всегда лежали в основе, то есть когда мы делали аттестацию, эта аттестация была по профессиональным и корпоративным компетенциям. Личностного там было очень мало.
Какие были самые сложные участки при внедрении системы в вашей компании?
Было очень сложно с компьютерной программой. И с тем, что было очень много показателей, с которыми мы долго определялись.
Что делать, если у работников нет стимула работать лучше, отсутствует побуждающий мотив совершать великие дела?
У вас две ключевые вещи прямо в вопросе. Во-первых стимул, это то, что есть у вас, если вы используете. Римляне так называли палочку для погона скота. А мотив — это то, что есть у работников внутри и, к сожалению, вы не можете это контролировать и управлять им. Поэтому что вы делаете, когда у работников нет стимула — вы должны найти этот стимул. И если вы начнёте применять стимул, например, программу KPI-Drive, систему KPI-Мотивации, возможно, внутренние мотивы, на которые вы пока не можете повлиять у сотрудников, у них проснутся и как-то проявят себя. Очень широкий вопрос и вот такой ответ.
Программа у вас находится на локальном сервере?
Да, программа у нас находится на локальном сервере.
Настроена ли у вас интеграция программы с 1С?
Нет, не настроена, хотя программа это подразумевает и есть возможность этим пользоваться. У меня не так много объектов управления, нет ничего сложного для меня, чтобы сделать это вручную. Я это делаю быстро, поэтому не настроена, хотя тоже можно со временем, если мы будет расширяться, настроить интеграцию с 1С.
Как проходит аттестация сейчас?
Она проходит раз в месяц по сути, но раз в полгода на основе коэффициента результативности. Мы, конечно, выделяем самых результативных сотрудников и принимаем решение по изменению планового дохода. И у нас данные о коэффициентах результативности — это информация о многом, не только о том, кто у нас лучший, кто у нас худший, но и о том, попадаем ли мы в нормальное распределение коэффициентов результативности сотрудников. То есть там есть определенный процент сотрудников, который должен работать с определенной результативностью. Мы это проверяем, потому что если у нас где-то результативных сотрудников получилось больше, нежели нерезультативных, тогда есть повод посмотреть на планирование. Плановый доход можно увеличить по результатам среднего коэффициента результативности за полгода.
Как правильно выстроить мотивацию сотрудников по повышению производительности и качества?
На мой взгляд, KPI-Мотивация для этого вполне подходит. На самом деле вопрос глобальный и главными экспертами в этом вопросе является А. Литягин и его компания, поэтому лучше им задать эти вопросы, у них поучиться.
Возможно ли внедрить Целевое Управление, когда еще не построена система управленческого учёта?
Думаю, что придётся параллельно, и эта нагрузка очень большая. Это мое частное мнение по этому вопросу. Опять же, я не эксперт.
Как проходил процесс определения и учет показателей эффективности?
Я говорила об этом, они были увязаны с миссией, задачами компании, которые определил владелец, и далее мы определяли дополнительные показатели. Он же определил для нас ключевые показатели управления бизнесом, которые важны для него.
Как вы уменьшали сопротивление сотрудников?
Мы использовали метод кнутов и пряников — это и разъяснения, и быть помягче в оценках, и требования к изучению программы, к прохождению аттестаций, изучению определенных материалов, как и то, что премия не выплачивается, если она не рассчитывается.
Интересует принцип построения системы мотивации, начиная от целей (конкретных KPI) и заканчивая оценкой эффективности.
Глобальнейший вопрос, единственное, что могу вам советовать, это обратится в компанию “Целевое Управление”. Вопрос очень глобальный, я немножко рассказала о том, как было у нас.
Сколько дней занимает обучение программе?
Вот смотрите, мы на KPI-Школе неделю учились, но там только самые базовые представления получили. Хотя я не знаю, что именно вы имеете в виду. Кому освоить: пользователю или администратору? Администратору — больше, пользователю — поменьше, руководителю — больше, исполнителю — меньше. То есть, от этого зависит. В целом через полгода все шероховатости исчезли у всех категорий сотрудников.
Какой максимальный размер премии при переходе на новую ступень грейда, есть ли рекомендации по данному вопросу?
Трудно нам что-то рекомендовать, думаю, что категории премирования вы будете устанавливать самостоятельно. Максимальная категория премирования у нас — 190%. Когда у нас были грейды, максимальный шаг был 1,21. Условно говоря, если у человека была заработная плата 28 000 рублей, если говорить про грейды, то при шаге 1,21 где-то получалось 33 000 рублей. А здесь категория премирования устанавливается самостоятельно, а в “Целевом Управлении” вам расскажут, как это можно делать оптимально.
Каким образом планируется ФОТ?
ФОТ планируется несколькими способами: бухгалтерский, то есть мы учитываем все базовые части, социальные начисления, отпуска, больничные листы, отпуски по беременности, родам и другие. Также ФОТ планируется как некая доля от продаж и естественно как сумма запланированных доходов, то есть мы исходим из того, как будто все наши сотрудники достигли коэффициента результативности 100%.
С какими сложностями столкнулись при композиции целей предприятия на уровень структурных подразделений?
Самая основная трудность, на мой взгляд, это объяснять людям цели в привычных для них терминах, то есть в терминах той области, в которой они трудятся. Была ещё определённая трудность, что цели легко трансформировались в задачи и трудно было отличить цель от задачи.
Какой ограничитель порога премии?
Ограничитель порога премии есть, заглушка стоит на 200% результативности.
Программа не глючит?
На начальном этапе это было довольно часто. Сейчас всё замечательно. Просто мы все-таки повзрослели за два года, понятно, что и “Целевое Управление” отработало свои технологии и мы приноровились. Всё хорошо сейчас с программой. Да, может, медленно работает, но тут слишком много факторов влияет.
Внедрение KPI-технологии привело в вашей компании к увеличению продаж, прибыли и других показателей эффективности?
Да, и хочу ещё добавить, что на увеличение продаж, прибыли и других показателей эффективности очень многое влияет. В том числе система управления эффективности сотрудников.
Применяете ли вы каким-то образом принципы KPI-управления в личной жизни?
Можно сказать, что отчасти применяю, например, всегда руководствуюсь принципом “Главное внимание главным вещам”. Я всегда выделяю главное и не главное, ставлю большой вес в своей личной матрице и всегда слежу за своей результативностью по этому главному.
Проблемы какого характера были на начальном этапе?
У нас третья версия программы, сейчас уже есть четвёртая версия программы. У нас были такие проблемы: слетали показатели, внутри в админке я ставила одно, а программа отображала другое. Но все эти вопросы решаемые, абсолютно рабочие вопросы и легко поправимые. Обращайтесь в Техподдержку, они очень быстро реагируют.
Буду прощаться. Спасибо за внимание!
Марина Колмакова,HR-директор компании “МФ Поиск”, лидер внедрения KPI-Drive, г. Москва, Россия, www.mfpoisk.ru, www.party-boom.ru